Порядок предоставления денежной выплаты по уходу за инвалидами

  1. Указанная мера социальной поддержки разработана во исполнение регионального проекта «Старшее поколение», Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 №164-р.
  2. Выплата предоставляется неработающим лицам, имеющим место жительства в Московской области, за исключением лиц, обучающихся в образовательных организациях всех типов по очной и очно-заочной формам обучения, в возрасте от 18 до 65 лет и не имеющим группы инвалидности (далее – заявители).

Кроме того, условием предоставления выплаты является отсутствие у заявителя судимости и (или) факта уголовного преследования в отношении него; отсутствие заболевания алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, хронических и затяжных психических расстройств, а также активной формы туберкулеза.

Выплата предоставляется заявителю при условии осуществления им ухода за инвалидом, имеющим I, II группу инвалидности, признанным нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, не получающим социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме социального обслуживания, имеющим место жительства в Московской области.

Выплата предоставляется заявителям при условии прохождения ими бесплатного 8-часового курса обучения в государственных организациях социального обслуживания Московской области практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными лицами.

Обучение лиц, осуществляющих уход за инвалидами, должно быть организовано на базе каждого учреждения социального обслуживания в соответствии с разработанными Министерством «Стандартами обучения граждан уходу за тяжелобольными (инвалидами)» (прилагаются).

Помимо обучения претендентов на предоставление выплаты, в «школах ухода» должно быть организовано регулярное бесплатное консультирование и, при необходимости, проведение повторного курса обучения для всех желающих лиц, которые осуществляют уход за инвалидами, а также пожилыми и тяжелобольными лицами в домашних условиях.

Сведения о прохождении заявителем курса обучения в «школе ухода» заносятся учреждением в программный комплекс ЕАИС СОЦ (в настоящее время указанный сервис настраивается). До начала запуска указанной возможности необходимо организовать выдачу заявителям письма или справки в свободной форме на бланке учреждения, подтверждающей прохождение им курса обучения. Выдача дипломов, свидетельств, сертификатов и прочих официальных документов не требуется.

  • 3. Выплата устанавливается в размере двукратной величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для пенсионеров, на дату обращения за ее предоставлением, которая составляет на сегодняшний день 18 200 рублей.

Выплата назначается на шесть месяцев, начиная с месяца подачи заявления, но не более срока, на который инвалиду установлена инвалидность I или II группы и в течение данного периода при изменении величины прожиточного минимума размер выплаты не пересматривается.

Продление выплаты действующим законодательством не предусмотрено. По истечении шести месяцев с момента назначения выплаты заявитель, желающий продолжить осуществление ухода за инвалидом, должен вновь предоставить в управление социальной защиты населения полный пакет документов в соответствии с Порядком, а также повторно пройти обучение в «школе ухода».

  • 4. Выплата назначается заявителю на осуществление ухода за одним инвалидом.

Уход за инвалидом осуществляется в соответствии со Стандартами услуг, предоставляемых лицами, осуществляющими уход за инвалидами, утвержденными Порядком.

Уход за инвалидом может осуществляться заявителем только по месту жительства заявителя или по месту жительства инвалида.

  • 5. Прием документов на предоставление выплаты в настоящее время будет реализован только через управления социальной защиты населения, в дальнейшем планируется предоставление услуги через МФЦ и посредством РПГУ.

Перечень документов, необходимых для предоставления выплаты, установлен пунктами 9 и 22 Порядка.

Обращаем Ваше внимание, что ряд документов, указанных в пункте 9 Порядка (сведения о прохождении заявителем обучения в государственных организациях социального обслуживания Московской области практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными и имеющими ограничения жизнедеятельности лицами, сведения, подтверждающие факт признания инвалида нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, сведения, внесенные в индивидуальную программу предоставления социальных услуг, подтверждающие отказ инвалида от социального обслуживания или от социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в стационарной форме социального обслуживания), содержатся в программном комплексе ЕАИС СОЦ.

В связи с этим, требовать от заявителя представления указанных документов запрещено. Вместе с тем, заявитель может представить указанные сведения самостоятельно.

  • 6. Решение о предоставлении выплаты принимается управлением социальной защиты населения в срок не позднее 10 рабочих дней.

В целях проведения первичной оценки условий осуществления ухода за инвалидом для дальнейшего принятия решения о назначении выплаты, а также дальнейшего осуществления контроля за качеством предоставляемого ухода управлениям социальной защиты населения необходимо сформировать Комиссии по контролю за деятельностью лиц, осуществляющих уход за инвалидами (далее – Комиссия), утвердить ее состав и положение о ней.

В состав Комиссии включаются не менее трех человек из числа должностных лиц управлений и учреждений социального обслуживания.

В течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления Комиссия по месту осуществления ухода за инвалидом производит оценку условий осуществления ухода за инвалидом в соответствии с критериями оценки осуществления ухода за инвалидами, утверждаемыми Министерством (далее – критерии оценки), в ходе которой определяется наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению заявителю выплаты.

Результаты первичной оценки условий осуществления ухода за инвалидом оформляются в виде акта обследования условий осуществления ухода за инвалидом, составленного в двух экземплярах, один из которых передается заявителю.

  • 7. В целях осуществления контроля за деятельностью заявителей Комиссией по месту осуществления ухода за инвалидом в соответствии с критериями оценки проводятся плановые и внеплановые проверки условий осуществления ухода за инвалидом, по результатам которых Комиссией оформляется акт проверки качества условий осуществления ухода за инвалидом, составленный в двух экземплярах, один из которых передается заявителю.

Плановые проверки проводятся 1 раз в месяц, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия решения о предоставлении выплаты, в течение всего периода, на который назначена выплата. Внеплановые проверки проводятся при поступлении устных или письменных обращений, содержащих сведения о неосуществлении, ненадлежащем осуществлении заявителем ухода за инвалидом.

  • 8. Период осуществления ухода за инвалидом не учитывается в трудовом стаже заявителя, но вместе с этим, размер данной выплаты учитывается в доходе при назначении других мер социальной поддержки.